Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Выступление из опыта работы

Опубликовано 04.10.2018

Педагогический союз учителя - логопеда и родителей – могучая сила.

Перефразируя слова великого педагога В.А. Сухомлинского можно сказать: «Без семьи мы – я имею в виду педагоги – были бы бессильны»

см. Презентация. Эффективные формы  работы учителя-логопеда с родителями  в целях реализации  коррекционно-образовательных задач АООП

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной коррекционно - воспитательной деятельности с детьми, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Исходя из этого, я ставлю перед собой  конкретную цель.

Цель: добиться тесного  взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм  совместной работы.  
Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Особенно это важно в логопедической группе, так как помощь семьи в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.

Для достижения высоких результатов в работе логопеда необходимо  правильно выбрать эффективные формы  работы с родителями.  
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных логопедических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в моей работе во многом зависит от того, как организовано педагогическое  просвещение родителей. Я так же  считаю,  что помимо  педагогических знаний, родители должны уметь использовать специальные логопедические  знания, которые они могут применить дома на занятиях с детьми.

Учитывая особенности каждой семьи, я осуществляю непрерывную связь с родителями, используя  коллективную, индивидуальную, наглядную формы работы.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают мне объединить родителей, нацелить их на помощь детям в преодолении речевых дефектов. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую решение каждого собрания. Важно, чтобы  на собраниях  родители активно включались в обсуждении каждого вопроса и в решении собрания были записаны их предложения.  На первом групповом  собрании я довожу  до сведения родителей,  что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса.   Консультации и семинары, запланированные на весь год, я стараюсь  построить так,  чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения  общих проблем. Для  некоторых консультаций  я готовлю специальное оборудование  и организую выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол,  кубики.  Тем самым я  убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. На консультациях я так же рассказываю о разных видах работы с детьми,   начиная от пальчиковых игр и заканчивая  развитием ручной моторики. На таких консультациях я часто  провожу мастер – классы, где  раздаю буклеты, в помощь родителям для работы с детьми дома.
 Одна из нетрадиционных форм работы с родителями, которую я успешно использую в своей работе это фронтальные открытые занятия по разделам:
- развитие лексико – грамматических категорий;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие  связной речи;
- обучение грамоте.
       Вначале я проводила эти занятия сама, а родители смотрели, записывали игры, упражнения, видели пробелы в знаниях своих детей. Учились методам и приёмам работы. А уже два года подряд я привлекаю родителей к проведению занятий. Конечно, с родителями заранее обговариваю тему занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей  заметно повышается.
     На практике я  так же использую еще одну  нетрадиционную форму работы с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом я объясняю каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. И  здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком логопедические задания.  Родителей  больше всего  интересует видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.
       Следующей формой работы с родителями является библиотека игр и упражнений, что служит  стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В моей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Все годы существования нашей группы библиотека пополнялась благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями.    Не менее важной формой работы являются речевые праздники, которые способствуют развитию  коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.  К праздникам я предъявляю следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными, на мой взгляд, были в нашей группе театральные миниатюры с грамматическим содержанием. Сначала  дети и родители соревновались в подборе грамматических категорий, а во второй части дети показали родителям две сценки-миниатюры.
      Следующей формой работы с родителями является индивидуальная работа. Она имеет существенное  преимущество над коллективной формой работы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко -фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. На мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. С помощью анкет я узнаю  сведения о речевом развитии детей. Это помогает мне  не только в  коррекционной работе, но и в налаживании более тесного контакта с родителями. Особенности семейного воспитания,  потребности родителей в знаниях можно выявить  так же при помощи беседы, важнейшим признаком которой  является двусторонняя активность.  После обследования детей  я веду индивидуальный разговор  с родителями и  знакомлю их  с полученными результатами. В процессе  беседы родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии,  получают советы и рекомендации. Параллельно с этим я ставлю перед собой задачу: помочь семье в воспитании ребёнка. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией и, если использовать её, то с пояснениями.
        Еще одна форма работы с родителями - индивидуальные практикумы, которые имеют четкую направленность на обучение родителей. Эти мероприятия нужно проводить совместно с детьми: мастер-классы (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).  Одну из основных форм  взаимодействия с родителями  я считаю ведение специальной тетради для домашних заданий. Она служит для меня «телефоном доверия», где взрослый может написать в ней любой вопрос или  высказать сомнение относительно качества выполнения  ребёнком домашнего задания. Задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков,  на развитие внимания и памяти. В помощь родителям в логопедическом уголке имеется инструкция по выполнению домашних заданий.
Домашняя библиотечка, как отдельная форма  играет существенную роль в результативной работе родителями. Логопедическая  библиотечка представлена следующими  пособиями: развитие фонематического восприятия, нарушенной слоговой структуры речи, альбом для индивидуальной работы с детьми,  формирование лексико-грамматических представлений, формирование и развитие связной речи. Эти  пособия можно  так же с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Пользуясь альбомами, рассчитанных на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.
Следующей формой работы с родителями  не менее важной, является наглядная форма.  Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
Одним из видов наглядной агитации, является  речевой уголок.  Он отражает тему занятия, где даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. “Помогаю маме”. «Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики». На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.
“Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
“Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи и слоговой структуры слов.
Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.
Следующая форма наглядной агитации - экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть,  какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
    Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.                                                                                                                    Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
Для изучения детско-родительских отношений и внутрисемейного климата используются следующие методы:
•    Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)
•    Метод анкетирования (письменный опрос)  
        Анкетирование позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье,  об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Так, анализ результатов ознакомительного анкетирования, проведенного среди родителей детей нашего детского сада позволил сделать следующие выводы:
10%-20%  (15%) - родителей  не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек.
44%-37% (40,5%) - выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы.
38%-37% (37,5%) -  родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.
8%-6% (7%) - достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны.
Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности,  они считают, что дефект не столь серьезен и может пройти сам по себе. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, появляются родители, которые проявляют «якобы» осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции,  сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
  По результатам анкетирования я  составляю социальную характеристику данных семей: состав семьи, профессии; культурно-образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; уровень психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; готовность к повышению педагогической компетентности; стратегия и тактика воспитательных воздействий; степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания; организация совместных форм деятельности в семье; отношение семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение; сотрудничестве со специалистами.
    В конце учебного года, подводя итог коррекционно-педагогической работы и в целях дальнейшего совершенствования  сотрудничества с родителями, проводится анкетирование. Все родители 100% заинтересованы в совместной работе с логопедом, большинство родителей, 97% - удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 85% родителей считают наиболее эффективной формой работы - открытые групповые занятия,  99% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиями.  У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление,  помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании   детей.
Сравнительный анализ результатов начала и конца учебного года в течении двух лет позволил сделать вывод, что
1.    Позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.
2.    Родители пересмотрели свои позиции в отношении участия в коррекционно-логопедическом процессе.
Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяется алгоритм дальнейших действий поэтапного сотрудничества в коррекционно-логопедической работе, направленной на устранение речевых нарушений у детей.