Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Значение дошкольного образования

Заниматься образованием ребёнка дошкольного возраста – все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности. Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надёжным.

Возраст с трёх до семи лет – это период, когда у ребёнка закладываются первые представления об окружающем мире, о самом себе. Продолжает бурно развиваться мышление. Ведущим видом деятельности является по-прежнему игра, но в это время меняется сценарий детских игр. Теперь дети предпочитают ролевые игры, причём примером главной роли выступает взрослый, чаще всего кто-то из родителей. Это хороший момент для родителей, чтобы сблизиться со своими детьми в совместном времяпровождении, придумывать и проводить всевозможные игры на развитие мышления для дошкольников.

В этом же возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. У ребёнка в арсенале уже около 3000 слов. К шести годам большинство детей успешно справляются с овладением звукопроизношением.

Дети дошкольного возраста – самые настоящие «почемучки». Их интересует абсолютно всё. Ребёнка охватывает жажда исследования. Очень важно именно в это время набраться терпения и не отмахиваться от детских вопросов, ссылаясь на занятость. Дошколята – благодарные слушатели, они с удовольствием выслушивают сказки и истории из жизни. Самое время подбирать развивающие игры и игрушки, с учётом интересов ребёнка и, конечно, особенностей возраста.

В дошкольный период закладываются основы нравственного поведения, привычек (вредных или полезных), умения доводить начатое до конца. Всего того, что будет необходимым в жизни вообще и в предстоящей школьной деятельности в частности. Таким образом – дошкольное воспитание и образование — очень трудный и важный процесс, в ходе которого родители и воспитатели вместе с ребёнком учатся преодолевать возникающие трудности.

Вообще, дошкольное воспитание можно разделить на две составляющие. Первая – подготовка к школе, вторая – личностное развитие ребёнка.

«Подготовку к школе» родители понимают по-разному, поэтому не в меру озабоченные воспитанием мамы-папы очень часто допускают досадные промахи, которые впоследствии могут стоить и им, и ребёнку очень дорого. Вот почему в этом плане гораздо легче семьям, в которых дети посещают дошкольные учреждения. Ведь в детских садах дошкольным образованием детей занимаются профессионалы. Причём, как правило, «детсадовские» малыши лучше и проще строят отношения с учителем и ровесниками, комфортнее чувствуют себя в коллективе, уже обучены санитарно-гигиеническим правилам, и не испугаются, когда останутся в школе без родителей.

Но даже у ребёнка, имеющего за плечами опыт посещения детского сада, неизбежно возникает психологическое напряжение, когда он впервые приходит в школу. Это вполне понятная реакция на непривычную обстановку. Малыш ещё не знает, чем отличается учитель от воспитателя детского сада. К тому же он с недоверием относится к сверстникам (вдруг обидят!), а также опасается, что не сможет учиться так же хорошо, как другие. К психологическому добавляется физическое напряжение. Ведь школьный режим существенно отличается от детсадовского.

Таким образом, переход от дошкольного детства, в котором доминировала игра, к школьной жизни, где главное – это учёба, должен быть педагогически хорошо продуман. Главная задача дошкольного образования детей заключается в том, чтобы  научить ребёнка мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение, но не игнорировать при этом высказывания других людей. Вот почему в этом возрасте огромное значение имеют контакты со сверстниками, общение детском коллективе. Т.е., ребёнок должен научиться воспринимать новую информацию, «обрабатывать» её и заносить в свою «базу данных».

Что касается физической подготовки малыша к школе, то здесь на первый план выходит развитие мелкой моторики. Ведь на кончиках пальцев располагается большое количество рецепторов, которые передают импульсы непосредственно в мозг. Здесь находятся центры, контролирующие движения пальцев рук и развитие речи. Таким образом, «пальчиковая гимнастика» благотворно воздействует и на развитие речи в том числе. Кстати, наши предки знали об этом. Вспомните, как бабушки-дедушки играли с малышами в «сороку-воровку», «ладушки». Причём, такие игры начинались задолго до начала подготовки ребёнка к школе, чуть ли не с пелёнок. Вот вам и дошкольное образование!

Фактически все без исключения дети настроены на позитивное восприятие окружающего. Наши дети – патологические оптимисты. От окружающих ребёнка взрослых зависит сохранит ли малыш светлое и радостное отношение к жизни.

Если уделять дошкольному образованию детей должное количество внимания и терпения, то предстоящий школьный период станет ещё одной светлой страницей в истории жизни нового человека.