Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Весна»

Опубликовано 27.09.2018

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе.

Цель: Обучать  детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.
Задачи: Воспитательные:  Воспитывать любовь к родной природе; умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к изобразительному искусству.

Развивающие:  Развивать воображение, художественное восприятие произведений изобразительного искусства; эмоциональный отклик на весенние проявления природы.
Образовательные:  Учить составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа; формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы, передавать его в своих высказываниях; расширять знания детей об изобразительном искусстве.

Обогащение словаря:  Половодье, корявая, выдолбленная, челнок.
Активизация словаря:  Долгожданная, ранняя, звонкая, разлив, отражаются, нежная, прозрачная, светлая, нарядная, радостная.
Оборудование.   Портрет И.И. Левитана,  репродукции картины  И. Левитана «Весна. Большая вода».  Пиктограммы с изображением эмоций. Запись П.И. Чайковского «Апрель»,  А. Вивальди «Времена года», А.В. Рахманинова «Весенний поток».

Предварительная работа.  Наблюдение весенних изменений в природе.  Чтение литературных произведений по данной теме: Соколов-Микитов «Лесные картинки»,  «Дед Мазай и зайцы»,  Н. Некрасов «Еще в полях белеет снег»,  Ф. Тютчев «Гонимы вешними лучами».  Прослушивание аудиозаписей: П.И. Чайковский из цикла «Времена года» «Апрель», А. Вивальди из цикла «Времена года» «Весна».  Рассматривание иллюстраций, фото, репродукций картин по данной теме. Беседы с детьми о весенних изменениях в природе.

Ход    

I.Мотивационный
Сообщение темы занятия Дети входят в группу под музыку  А. Вивальди «Весна» из  цикла «Времена года».
Воспитатель:  - Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?
Ответы детей……………….
Воспитатель:  - Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
Ответы детей. ….(долгожданная, ранняя, поздняя,  теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Деятельностный
1.  Актуализация знаний
Воспитатель:  - А сейчас послушайте, как писал о весне поэт И.С. Никитин.
Воспитатель зачитывает четверостишие:
 Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
 И ручьи по оврагам шумят…
Воспитатель:   - Какое настроение хотел донести до нас поэт?
Ответы детей. ….(Радостное, веселое.)
Воспитатель:  - Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.  С одним  из замечательных весенних пейзажей  мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня  на занятии вы станете  настоящими искусствоведами,  будете его описывать.

2.  Беседа по картине
Воспитатель:   Посмотрите на картину внимательно.
Не громко звучит аудиозапись произведения А.В. Рахманинова «Весенний поток». Дети рассматривают репродукцию 1-2 мин. На фоне музыки воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На тополиные луга...

Воспитатель:   - Вспомните, как  называется эта картина, кто ее автор?
Ответы детей. …. (И.И. Левитан  «Весна. Большая вода.»)
Воспитатель:   - По каким признакам мы видим, что это весна.
Ответы детей: ….(много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)
Воспитатель:   - Как называется явление природы, которое изобразил художник.
Ответ детей:….(половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)
Воспитатель:   - Это явление называется половодьем, повторите, пожалуйста, все вместе - половодье. Слово половодье произошло от слова – полная вода - значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.
Воспитатель:   - Какими словами можно сказать о воде? Какая она?
Ответы детей:… (прозрачная, спокойная, обильная, холодная)
Воспитатель:   - Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину
Ответы детей: …(в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)
Воспитатель:   - А что вы можете сказать о деревьях?
Ответы детей: …(в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)
Воспитатель:  - Ребята, а почему вода, кажется голубого цвета?
Ответы детей:… (небо отражается в воде)
Воспитатель:  - А что можно сказать о небе?
Ответы детей:… (оно голубое, по нему плывут белые облака)
Воспитатель:  - А что изображено на переднем плане картины?
Ответы детей:… (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)
Воспитатель:  - А что вы можете сказать о лодке? Как она там оказалась?
Ответы детей:…  (деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега.  Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину, людям нужна лодка, чтобы добраться до домиков или амбара.)
Воспитатель:  - Глядя на это произведение, можем, ли мы сказать в какой день художник рисовал картину.
Ответы детей:… (ответ детей)
Воспитатель:  - Как вы узнали, что день ясный?
Ответы детей:… (ответы детей)
Воспитатель:  - А что изобразил художник на дальнем плане картины?
Ответы детей:… (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)
Воспитатель:  - Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Ответы детей:…  (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

3.Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,                        (приседают)
А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

4. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана.
Воспитатель:  - Ребята давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.
(Выставляю картинки – пункты плана):
1. Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4. Погода
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настроение картины

5. Составление рассказов
а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально
Ответ «идеального» ученика.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

6.  Оценка рассказов детей. Воспитатель оценивает рассказы детей.
Воспитатель:  - Скажите, чей рассказ вам понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель:  - Мне понравился рассказ....
Воспитатель:  - У него предложения получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок. Использовал в своих описаниях красивые слова. Сказал о своём отношение к картине.

III/Рефлексия
Воспитатель:  - О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине?  
Ответы детей:…  (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
Воспитатель:  - Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
Ответы детей:…  (Бережно защищать и охранять все живое.)
Воспитатель:  - Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.