Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Расскажи стихи руками

Опубликовано 19.10.2017

Паспорт проекта для детей младшей группы.

Авторы: воспитатель Аксенова О. Д., Орлова Е.А.
Цель проекта: Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Задачи проекта:
Образовательные: Научить детей выполнять точные движения пальцами. Имитировать с помощью пальцев различные движения. Учить детей общению, пониманию друг друга. Пополнять словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Развивающие: Развивать разговорную речь, мелкую моторику, координацию движения, тактильное ощущение, внимание, память и наблюдательность, концентрацию движений

Вид проекта: Познавательно-игровой
Участники проекта: Дети младшей группы; педагоги; родители воспитанников.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя)

Актуальность проекта:
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речевого двигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Содержание практической деятельности по реализации проекта
1    этап – организационный (14.08)
Определение проблемы, цели и задач. Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Подборка литературы по пальчиковым играм, стихи, песенки, потешки. Подбор игр, пособий для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, застежки, втулки, бусы, конструктор и т. д)

Пальчиковые игры: «Семья», «Где наши ручки», «Пальчик - мальчик», «Строим дом», «Пирог», «Кот и мыши», «Идет коза», «Кот на печи», «Серый зайчик умывается», «Сел на ветку снегирёк», «Ладушки». Рассматривание схематических картинок, поясняющих, как можно изобразить какое- то животное или его действие при помощи пальцев.

2    этап – основной
Познавательно - коммуникативная деятельность:
Беседа о безопасном поведении во время игры с мелкими игрушками (не брать в рот, не засовывать в нос, уши).
Дидактические игры: «Чьи детки», «Парные картинки», «Мозаика», «Найди половинку», «Чудесный мешочек».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Приготовим обед», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Построим дом».
Игровые миниатюры: «Как ходит кошка», «Как прыгает зайчик», «Кто это?». Пальчиковая гимнастика: «Цветы», «Замок», «Наши алые цветки». Рассматривание схематических картинок, поясняющих, как можно изобразить какое- то животное или его действие при помощи пальцев. Рассматривание книжек «Забодаю – забодаю», «Пальчиковые игры», «Русские народные сказки».

Рассматривание картинок о животных, птицах, насекомых. Создание карточек с потешками, пальчиковыми играми.
Коммуникативные игры на знакомство друг с другом: «Хлопни в ладоши», «Где же наши ручки?», «Вот поезд наш едет». Гимнастика для рук, массаж для рук.

Чтение художественной литературы: потешки: «Сорока - белобока», «Сидит белка на тележке», «Ладушки», «Пальчик – мальчик». Сказки: «Колобок», «Гуси – лебеди», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Чтение стихов, загадок

Продуктивная деятельность:
Конструирование: «Строим дом», «Мебель». Игровые миниатюры (как прыгает зайка, как ходит медведь, лиса, волк). Показ театра игрушек «Теремок», «Колобок». Рисование палочкой «Солнышко», «Колобок». Лепка: «Сороконожка», «Вот ежик ни головы, ни ножек».

Двигательная деятельность: Двигательные упражнения: «Дружба», «В гости», «Домик», «Прогулка», «Капуста», «Замок».

Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить». Изготовление пособий для развития мелкой моторики: застежки, шнуровки, липучки.    Разучивание с родителями пальчиковых игр вызвать желание родителей участвовать в проекте.

Заключительный этап:
Оформление выставки рисунков «Вот как мы умеем». Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей: Дети научились выполнять точные движения пальцами. Развивается диалогическая речь детей. Народный фольклор помогает детям становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Пальчиковые игры помогают быстро запомнить небольшие стихотворные тексты.

Для родителей: Заинтересовать родителей проектом; предложить подборку пальчиковых игр для деятельности с детьми дома.