Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Воздушные замки

Опубликовано 15.05.2019

Консультация для воспитателей.

Автор: Орлова Е.А
Основной путь развития воображения у детей дошкольного возраста остается прежним — это развитие в игре. Но если у малыша это предметная игра, то у ребенка 4-6 лет — это игра сюжетно ролевая, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником то принцем.

Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения; необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой», в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрои, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.

Поэтому необходимо, чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны и чтобы значительное место в его игровой деятельности занимали творческие игры, когда дети сами организуют, планируют и направляют игру. Особенно полезны творческие игры — драматизации, когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку. В это случае возникает необходимость представит себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Если дети могут справиться с этим, то стоит предложить им придумать, что случилось с героями сказки дальше, и все это разыграть им самим.

Сюжетно-ролевая игра подводит ребенка в плотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека - к способности действовать в плане образов, в плане представлений.

Примеры постепенного перехода игры во внутренний план превращает ее в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В.С.Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. «Что ты делаешь? Ты заболел?» — «Нет. Я играю». — «Как же ты играешь?» - «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стишки, сказки. Дети с удовольствие отдаются творчеству, охотно рассказывают сочиненное взрослым. Но если мы повнимательнее присмотримся к продуктам детского творчества, то почти всегда найдем в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям. То же самое можно сказать и о других видах проявления детского творчества', рисовании, конструировании, музыкальной деятельности. Появляется сама возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли это возможность реализована ребёнком , во многом определяется взрослыми.