Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Осень

Опубликовано 31.10.2017

Конспект НОД в подготовительной группе
Цель: знакомить с сезонными явлениями через ознакомление с шедеврами живописи, поэзии и музыки
Программные задачи:
Образовательные:

- знакомить с сезонными явлениями поздней осени
- расширять представления о творчестве композиторов, поэтов, художников, их произведениями

Развивающие:
- обогащать словарный запас
- продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения,
- продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет)

Воспитательные:
- воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.
- развивать эстетический вкус

Демонстрационный материал:
- слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени
- аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года»)

Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки

Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени

Ход занятия:
- Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:
 Поле чёрно-белым стало:
 Падает то дождь, то снег.
 А ещё похолодало —
 Льдом сковало воды рек.
 Мёрзнет в поле озимь ржи.
 Что за месяц, подскажи?
 Ответ детей: это месяц ноябрь.
 - Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»?
 Уж небо осенью дышало,
 Уж реже солнышко блистало,
 Короче становился день,
 Лесов таинственная сень
 С печальным шумом обнажалась,
 Ложился на поля туман,
 Гусей крикливых караван
 Тянулся к югу: приближалась
 Довольно скучная пора;
 Стоял ноябрь уж у двора.
 - Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении?
 Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг.
 - Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»?
 Дети: у деревьев опали все листья.
 - Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний - печальным?
 Ответы детей.
 - А какие еще вы знаете стихи о поздней осени?
 Дети читают стихи:
 ***А. Плещеев
 Миновало лето,
 Осень наступила,
 На полях и рощах
 Пусто и уныло.
 Птички улетели,
 Стали дни короче,
 Солнышка не видно,
 Темны, темны ночи.
 ***А. Плещеев
 Осень наступила,
 Высохли цветы,
 И глядят уныло
 Голые кусты.
 … Туча небо кроет,
 Солнце не блестит,
 Ветер в поле воет,
 Дождик моросит.
 ***С. Есенин
 Нивы сжаты, рощи голы,
 От воды туман и сырость.
 Колесом за сини горы
 Солнце тихое скатилось.
 Дремлет взрытая дорога.
 Ей сегодня примечталось,
 Что совсем, совсем немного
 Ждать зимы седой осталось.
 - Какая осень во всех этих стихах?
 Дети: унылая, хмурая, холодная.
 - Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
 -А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю?
 Дети: листья поблекли, потемнели.
 - Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится?
 Дети:
 - Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота»

 Игра «Ворота»
 -Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают.
 - Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить.
 Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени.
 А вот какая осень у Вивальди. (звучат музыкальные фрагменты)
 - Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие?
 - Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине?
 Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.
 Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно прорисованы листья на деревьях.
 А какие приметы поздней осени вы увидели на картине?
 Дети: небо затянуто тяжелыми (свинцовыми) облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег.
 - Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью».
 - А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень.

 Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди.
 Анализ детских рисунков.