Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Путешествие в сказку "Снегурочка"

Опубликовано 06.02.2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности №1 для детей с общим недоразвитием речи (старший возраст). Тема:«Путешествие в сказку«Снегурочка». Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок». Цель: Способствовать развитию связной монологической  речи.

Задачи: Коррекционно-образовательная.
1. Образовательная область «Коммуникация».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных   картинок.
Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам. Развивать навык текстообразования.
2. Образовательная область «Познание».
Закрепить представления о временах года.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Коррекционно – развивающая.
1.. Образовательная область «Физическая культура».
Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
2. Образовательная область «Музыка».
Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать
3.Развивать навык текстообразования..
Коррекционно-воспитательная.
1.. Образовательная область «Социализация».
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование:  Сюжетные картинки:
Старик и старуха сидят грустные.
Старик и старуха лепят Снегурочку.
Снегурочка-помощница по дому.
Снегурочка грустит весной.
Снегурочка идет в лес с подружками.
Снегурочка прыгает через костер.
Снегурочка превращается в облачко и улетает.
Костюм Снегурочки, силуэты Снегурочки для штриховки, снежинки.
Магнитофон. Аудиозапись   мелодии «Зимняя стужа».
Текст русской народной сказки «Снегурочка».
Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов  о зиме с воспитателем.
Ход НОД.
I Мотивационный  этап.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дети!
 Перед вами на картинке зашифровано слово, нужно его разгадать. Для этого назовите первый звук в названии каждой картинки, а затем сложите их вместе в слово (заяц ,индюк, матрешки, арбуз).
Дети: Зима.
Логопед: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.
.
II.    Деятельностный этап.
(Включается аудиозапись мелодии «Зимняя стужа»).
(Раздается стук в дверь, входит девочка из подготовительной к школе группы, одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).
Логопед: Кто это пожаловал к нам в гости?
Дети: Это Снегурочка.
Логопед: Верно. Здравствуй, Снегурочка !
Снегурочка:  Здравствуйте, дети!  Какие умные и смышленые. Что вы разгадали?  Сейчас я загадаю вам загадки, а вы найдите ответы по картинкам, только картинки спрятались в группе, надо их найти.                      
ЗАГАДКИ.
(Однокоренные слова к слову – снег).
1. У зимы отличный мех – это мягкий белый ….  (снег).
2. Покружилась звездочка в воздухе  немножко.
Села и растаяла на моей ладошке….(снежинка).
3. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют.
Не  боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (Снегирь).
4. Вы меня растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Холодная, большая. Кто я такая?  (Снежная баба).
5. Что за странный человек пришел к нам в 21 век?
Морковкой нос, в руке подарок, в шляпе – холоден и ярок. ( Снеговик.)
6. Его из снега я слеплю, потом в Андрюшку запущу. (Снежок.)
7. Я внучка Мороза и Вьюги, являюсь зимой каждый год.  Со мною зверюшки лесные веселый ведут хоровод.  (Снегурочка.)
Логопед: Вот мы и повторили родственные  слова к слову снег. Назовем их еще раз по картинкам. Какая общая часть во всех словах? (Снег.)                                                                                       Сегодня  Снегурочка вместе с нами послушает про себя русскую народную сказку «Снегурочка».  А почему сказка народная?
Дети: Ее придумал народ.
Логопед: Сейчас я расскажу вам сказку.                                                                                         Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится.                                                       Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
- Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Удивляются дед с бабой.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из веток, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка.

Логопед: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
Логопед: Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
Логопед: Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.
Логопед: Чему радовались старик со старухой?
Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.
Логопед: Какая была Снегурочка?
Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
Логопед: Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
Логопед: Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
Логопед: Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
Логопед: Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
Логопед: Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
Логопед: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
Логопед: Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
Дети: Да.
Физкультминутка.
                                       Снег.
Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,                 (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,   (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь           (пальчик к губам, шепотом
Логопед: Молодцы, садитесь. Продолжаем .
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Логопед: На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
- Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
Логопед: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети: Горе у старика со старухой было: детей у них не было.
Логопед: Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
Логопед: Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Говорит старик старухе:
- А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
А старуха в ответ:
- Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
Логопед: А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
Логопед: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?
Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.
Логопед: А как это в сказке описывается?
Дети:   Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
Логопед: На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:
- Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
Логопед: А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
Логопед: Припомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.
Логопед: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?
Дети: Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.
Логопед: Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.
Логопед:  Кто пойдет и перескажет нам сказку, можно смотреть и опираться на картинки.
(Логопед предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз)
- Ребята, вам понравилась, как Саша пересказал сказку?
Дети: Да, Саша очень подробно пересказал сказку, но забыл сказать, во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер.
Логопед: Вы очень внимательные, напомните Саше, во что превратилась Снегурочка?
Дети: Стала белым облачком и уплыла в небо.
(Логопед привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов. )
Логопед: Молодца ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?
Снегурочка: Очень понравилась.
III Рефлексивный этап .
Логопед: -Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?
Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».
Логопед: Снегурочка, дети сами вырезали снежинки и хотят подарить тебе со словами-пожеланиями. (Дети дарят Снегурочке снежинки и говорят пожелания).
Снегурочка: . На память о встрече с вами  хочу подарить каждому из вас силуэт Снегурочки, который нужно будет дома раскрасить и повесить на елку, как украшение.
(Снегурочка раздает детям силуэты Снегурочек)                                                                                 Снегурочка: А сейчас мне в лес пора, до встречи, ребята!
(Дети прощаются со Снегурочкой).
Логопед: Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».
А сейчас давайте друг другу улыбнемся и похлопаем.