Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мой лучший урок

Опубликовано 26.11.2017

Конспект образовательной деятельности
Для детей с ОНР. Старший дошкольный возраст. (5-6 лет)
Образовательная область: речевое развитие.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний об овощах и фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Овощи» , «Фрукты» (Морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, патиссон, чеснок, ботва, стручок, урожай, апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло, пшеница, овес, рис, горох,  кукуруза, жито, житница, расти, поливать, копать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, вырастать, срезать, зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пупырчатый, толстокожий).

Продолжение знакомства детей с историей Кубани. Закрепление знаний детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх.

Расширение  словарного запаса по теме Кубань: (Жито, житница, зозуля).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав¬ного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш¬ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа¬ции речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание патриотических чувств к родной Кубани.

Оборудование. Картинки с изображением овощей и фруктов. Сенсорные коробки . Объёмные буквы. Мультимедийное оборудование (слайды овощей, фруктов, Кубанской ярмарки), фонограмма кубанской народной песни.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зим¬ними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снего¬вик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зо¬това «Снегирь.

Ход образовательной деятельности
I. Мотивационный этап. (Создание эмоционально поло¬жительного фона. Актуализация словаря по теме «Овощи, Фрукты»)
Логопед в кубанском народном костюме приветствует детей (звучит фонограмма кубанской народной песни):

У меня в руках – корзинка, в ней – осенние дары.
Чем Кубань у нас богата, принесла для детворы.

В старину, у нас, на Кубани, когда был убран богатый урожай с полей, с огородов, очень любили проводить народные ярмарки.
Люди веселились – и пели, и гуляли, и Кубань – матушку прославляли.
Ответы детей…

Логопед.    Детвора собирается -
                   Кубанская  ярмарка открывается!
1 слайд. На экране появляется картинка с изображением Кубанской ярмарки
        Логопед.     Начинаем нашу  ярмарку.
                         Вот раньше, в старину, на Кубани
                            торговали, так торговали,                                                                                       с разными шутками да прибаутками.
                            Чтобы нам не унывать, начинаем торговать!
                            Бери на ходу, покупай на лету!
                            Загадаю я загадки,
                            А цена моему товару – ваши отгадки.
                            Кто отгадает, тот товар и получает.

Логопед загадывает загадки.
Когда звучит правильный ответ, открывается слайд (овощ), название которого является отгадкой.

2 слайд.   Был ребёнок - не знал пелёнок,
                 Стал стариком – сто пелёнок на нём.     (Капуста)
3 слайд.  Любопытный красный нос по макушку   в  землю врос,
                 Лишь торчат на грядке зелёные прядки.    (Морковь)
4 слайд.  Красный пан в яму пал.    (Свёкла)
5 слайд.  Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
                    Заставил Егорушка плакать без горюшка.    (Лук)
6 слайд.    Вот зеленый толстячок – крупный гладкий … ( Кабачок)
7 слайд .    И красавец великан темно-синий …     (Баклажан)

2. Деятельностный этап
Логопед.  Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Ярмарки в старину на Кубани бывали разные - весенние, летние, осенние и зимние. А у нас, ребята, какая ярмарка?

Ответы детей…
Дети рассаживаются на ковре
1)  Пальчиковая гимнастика. Координация движений в сочетании с речью
Осень - славная пора.          Сжимать, разжимать кулачки
На Кубани  детвора
Любит груши, виноград –   Поочередно загибать пальцы правой руки.
Все поспело для ребят.
Сливы сладкие как мед
Будет на зиму компот         Поочередно загибать пальцы левой руки.
И варенье, и желе
В каждом доме на столе.    Сжимать, разжимать кулачки

Логопед.  Предлагаю вам поиграть в кубанскую игру «Вершки-корешки». Давайте выберем ведущего – Кто из вас это сделает?
 (Дети кубанской считалочкой выбирают ведущего)
        «Шла зозуля мимо сети,
        А за нею малы дети,
        Зозулята просят пить,
        Выходи – тебе водить».
  Логопед.      Вот и выбран ведущий. А кто такие «зозуля» и «зозулята»?
Ответы детей…
(Кукушка и кукушата. Так их раньше называли на Кубани).

2) Подвижная игра «Вершки-корешки»
Ведущий называет овощ.
Играют сразу все дети, если съедобные корешки – приседают,
если съедобные вершки – встают.

3) Сенсорные коробочки.
Логопед.  Наш край богат не только овощами и фруктами. На Кубани выращивают очень много разных зерновых  культур. Недаром Кубань называют житницей России, от слова «ЖИТИ», жито, хлеб. Вот посмотрите, в этих коробочках пшеница, овес, рис, горох,  кукуруза.
 Привлекается внимание детей к сенсорным коробочкам (красиво украшенные коробки, оформленные в виде корзин.) В коробке с пшеницей  лежат, ранее изученные буквы- А, О,У, И )
Логопед.  Я приготовила для вас буквы, а теперь не знаю,  как же мы с ними будем играть? Что делать?
Ответы детей…
Дети исследуют сенсорную коробку с пшеницей. (Тактильное восприятие) Достают буквы, составляют слоги, выставляя буквы на магнитную доску.
Логопед. Здорово, ребята,  вы хорошо помните буквы. Пора возвращаться на нашу ярмарку.
4) Игра на развитие длительного и плавного выдоха, силы голоса         «Сбор урожая». (Звучит фонограмма)
Собираем урожай яблок для нашей Кубанской ярмарки.
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.
Сорвали и попробовали айву. Кислая айва: "Фа-фо, фы-фу!"

5)  Артикуляционная гимнастика
(Детям раздаются зеркала)
Логопед. Фрукты собрали. А теперь собираем урожай овощей для нашей ярмарки.
Надо выкопать картофель, приготовьте «лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Упражнение «Лопаточка».
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким»  языком верхние зубы.
Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Колья забора в нашем саду острые - вот такие. Показать «острый» язык. Упражнение «Иголочка»
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
«Чашечка». Сделать из языка «чашечку»
«В Настину чашечку я налью апельсиновый сок,  в Тимофееву - яблочный, в Сонину - сливовый. Какой сок налить тебе, Каролина? А тебе, Полина?»
Ответы детей…
6) Игра «Что напутал продавец»
Логопед: Ребята, молодцы потрудились на славу! Набрали полные корзины овощей и фруктов для нашей ярмарки.
А теперь, посмотрите внимательно, что здесь не так?
(На столе разложены картинки)
У продавца  на прилавке много фруктов и овощей.
 Выберете  те из них, которые  растут на Кубани (дети выполняют задание). Почему вы не выбрали картинки с бананом, ананасом  и киви?
 Ответы детей…
Логопед: А теперь назовите овощи, которые растут на Кубани; а теперь фрукты, которые растут на Кубани.
7) Игра «Найди пару»
Логопед. У вас в руках большие картинки с изображением овощей и фруктов, растущих на Кубани.  а вы должны найти им маленькую пару.
(Дети находят пары)
- Теперь назовите большую картинку и маленькую, ласково. Послушайте, как это сделаю я: Это большой огурец, а это маленький огурчик!
(Дети называют большой и маленький овощ или фрукт с использованием уменьшительно ласкательных суффиксов).
Ответы детей…
Логопед:  Молодцы, вы потрудились и справились с заданием. Вы очень трудолюбивые ребята! Наш кубанский народ тоже очень трудолюбивый. Казаки учили детей уважать старших,  трудиться, и помогать взрослым. Ребята, а что хорошего дает труд человеку?
Ответы детей…
Логопед. Да. Будешь много уметь, будешь полезен. За труд человека уважают. А кто помнит пословицы о труде?
Ответы детей…
Логопед.  Да, верно. Давайте вместе повторим ещё раз. «Без труда – не вынешь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».
Логопед.  Вот так на Кубани проходили веселые ярмарки.  Богат и красив наш кубанский край, а особенно осенью. Красив своей природою, тружениками-людьми,  богат урожаями и традициями.
Наша ярмарка закрывается
Песней завершается
(Звучит фонограмма)

3. Рефлексивно-оценочный этап.
Логопед.  Ребята,  как же с вами весело было на Кубанской ярмарке!  Что вам сегодня понравилось делать больше всего? А тебе, Полина? А во что вы хотели бы поиграть еще в следующий раз? С какими заданиями было сложнее всего справиться? Ребята, спасибо вам за ваши внимательные ушки, послушные язычки и за отличное настроение!