Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Серия дидактических игр «Занимательные камушки»

Опубликовано 19.10.2017

Автор-изготовитель игры, Воспитатель Афокина Ирина Андреевна.
Описание технологии изготовления игрушки: Основой игр служат стеклянные шарики разной величины. Картинки. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Возрастная категория детей, для которой предназначена игрушка: Младший и старший дошкольный возраст

Методические рекомендации по использованию серий игр «Занимательные камушки»    в деятельности с детьми
Игры способствует развитию психических процессов; познавательной
активности детей. В ней они получают навыки общения со сверстниками, развивают память, воображение, мышление, связную речь. Именно игра обеспечивает ребенку самореализацию, потому что в этой деятельности он активен, инициативен, свободен. Педагог имеет возможность использовать
данную серию игр в образовательной деятельности и в совместной деятельность взрослого и детей.
Цель использования дидактического пособия:
Игры с шариками – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они
тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игр у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Развивает умственные и творческие
способности, связную речь воспитанников.
Задачи:
Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости), сенсорного восприятия, тактильных ощущений, глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора, зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
 
Оборудование:
Стеклянные шарики разной величины и цвета; набор заданий и карточек.
Описание игры:
В играх могут принимать участие от 2 до 4 игроков в младшем возрасте.
В старшем возрасте дети могут играть, подгруппами соблюдая безопасность при игре. В младшем возрасте педагог предлагает детям задания, которое ребенок выполняет самостоятельно или с помощью взрослого. В старшем возрасте
ребенок может, выполнять предложенное задание педагогом или самостоятельно выполняя свое задание.
Задания подбираются в соответствии с темами или с индивидуальной особенностью ребенка по усмотрению педагога. Задания могут подбираться по образовательным областям.

Упражнение «Знакомство»
Цель: привлечь внимание детей к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками «Марблс».
Задание:
Педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками, выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит детей с текстурой - стеклянные,
гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - красные, синие, зеленые… Затем, дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение «Найди предмет»
Цель: развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (например: небольшой строительный
материал, киндер-игрушки и т.д.).
Оборудование: емкость глубокая, камешки «Марблс», мелкие игрушки.
Задание:
Педагог предлагает детям найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: Найти игрушки с закрытыми глазами в камешках.
Задание: Определить, что именно спрятано в камешках на ощупь.

Упражнение «Выложи по заданию»
Цель: развивать умение различать цвета, называть их, совершенствовать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание:
Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
1.    Выкладывать камешки, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
 
2.    Запомнить узор на карточке и выложить его по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камешки с липучкой на одной стороне.
Упражнение «Графический диктант»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность или специально изготовленное поле), разлинованная на квадраты, камешки «Марблс».
Задание:
Педагог дает устные задания, например: «Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний».
Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагога.
Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Упражнение «Знакомство с буквой или цифрой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв или цифр для наложения камешков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы (с липучками).
Задание:
Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.

Упражнение «Гласный или согласный?»
Цель: развивать умение выделять первый (гласный или согласный) звук в слове, активизировать познавательный интерес.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки для звукового анализа.
Инструкция:
Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный твердый – синий, согласный мягкий - зеленый).
Дополнительные вопросы и задания:
1.    Произвести звукобуквенный анализ слова.
2.    С какого звука начинается слово?
Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
3.    На каком мест находится звук (:) (в начале, середине, конце?)
4.    Сколько в слове гласных, сколько согласных?
 
Упражнение «Собери по образцу»
Цель: развивать усидчивость, образное мышление, внимание, зрительную память, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», картотека образцов.
Задание:
Педагог предлагает картинку - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Упражнение «Выложи по контуру»
Цель: развивать усидчивость, образное мышление, внимание, зрительную память, умение ориентироваться на плоскости, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», подборка картинок по лексическим темам.
Задание:
А) Выложи по контуру.
Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
Б). Заполни пустой шаблон.
Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
Логическая игра «Крестики – нолики»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, формировать адекватную реакцию на победу и поражение, здоровый игровой азарт, развивать мелкую моторику.
Оборудование: камешки «Марблс», тканевое поле для игры.
Правила игры:
Крестики-нолики — логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки. Один из игроков играет «крестиками», второй — «ноликами».
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки (один всегда
крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Усложнение: игра с завязанными глазами. На камешки нанесен объемный рисунок ноликов и крестиков, рисунок на поле фактурный.

Упражнение «Золушка»
Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять навык классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. Оборудование: камешки «Марблс», большая и маленькие емкости.
Задание:
А). Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
 
Б). Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

Упражнение «Какая дорожка (гусеница, бусы) – длиннее (короче)» Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине на глаз и при помощи условной мерки (камешек), совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс».
Задание:
Педагог предлагает детям выложить гусеничек. Сравнить их и выяснить, у кого гусенички получились длиннее, у кого короче.

Упражнение «Сосчитай»
Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять навык классифицировать предметы по цвету, форме, размеру,
формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности, закреплять понятия «лево – право», «верх – низ», закреплять порядковый и количественный счет, понятия «столбик», «ряд», «строка».
Оборудование: камешки «Марблс», тканевое поле для игры.
Задание:
Расчерченное поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких
камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле.

Упражнение «Придумай картинку по теме…»
Цель: развивать фантазию, образное мышление, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс».
Задание:
Педагогом предлагается тема, ребенок составляет рисунок из камешков. Работу могут проводить дети в паре. При этом, один ребенок задает другому тему, второй воплощает. Или один ребенок выкладывает рисунок, а второй должен придумать ему название.