Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Развивающая предметно – пространственная среда

Опубликовано 25.02.2019

В нашей группе предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Она создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Создавая среду развития в группе, учитывались следующие параметры:
•    содержательно – насыщенная, развивающая;
•    трансформируемая;
•    полифункциональная;
•    вариативная;
•    доступная;
•    безопасная;
•    здоровьесберегающая;
•    эстетически – привлекательная.

Детский сад работает по общеобразовательной программе ДОУ, поэтому все микро – центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Групповое помещение функционально разбито на отдельные Микро - Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе придерживается следующим принципам:
А) Содержательно – насыщенной:
Образовательное пространство группы оснащено: мебелью по возрасту детей, дидактическими играми и пособиями на данный возрастной период, содержит современные материалы: конструкторы, наборы для экспериментирования и проведения опытов, разнообразные материалы для проявления творчества в изобразительной деятельности, для проявления актерского мастерства, в свободном доступе детей виды театра (пальчиковый, деревянный, театр масок и т.д.), костюмы для организации сюжетно – ролевых игр, нравственно - исторического воспитания.

Б) Трансформируема
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, смена сезонной тематики, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
В) Полифункциональностью
Обеспечивает возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности.
Замысел игры воспитанников основывается на теме, поэтому
полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).
Г) Доступна
Организация предметно-развивающей среды в группе построена не только в соответствии с возрастными, но и с гендерными особенностями воспитанников. Игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям воспитанников, так в зоне настольно – печатных игр есть игры для девочек и мальчиков; уголки сюжетно - ролевых игр ориентированы на мужские
профессии (моряки, водитель, строители) и женские профессии (парикмахер, повар, доктор). Все игры и пособия в группе доступны всем детям,
обеспечена доступная среда, где осуществляется образовательная
деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Используется метод проектов - это предполагает внесение в среду иллюстраций, фотографий, аудиозаписей, предметов, атрибутов по теме
проекта, стимулирующих познавательную активность детей; дидактических
 
игр, игрушек, пособий, стимулирующих игровую деятельность; проведение эксперимента педагога вместе с детьми, создание педагогом проблемной
ситуации – стимулирует исследовательскую активность, осуществляя
свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы).
Оснащение микро - центров меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
*микро - центр сюжетно – ролевой игры;
*    микро - центр безопасности;
*    микро - центр «Познание»;
*    микро - центр природы; микро - центр экспериментирования;
*    микро - центр «Развитие речи»;
*    микро - центр книги;
*    микро - театральный уголок;
*    микро - музыкальный уголок;
*    микро - центр конструирования;
*    микро - центр творческой деятельности;
*    микро - центр физического развития. Д) Безопасна
Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности. Все углы закруглены, мебель закреплена.
РППС нашей группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально
- положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.