Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опыты и эксперименты с природным материалом

Опубликовано 09.01.2018

Конспект мастер-класса для педагогов «Поддержка детской инициативы при проведении опытов и экспериментов с природным  материалом» 

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица

см. Презентацию

Цель мастер-класса:

Продемонстрировать  педагогам методические приемы в поддержке детской инициативы в процессе экспериментирования с природным материалом  

Задачи:
1. Стимулировать проявление  инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение  взаимодействовать друг с другом и взрослым  в процессе делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен  воспитателям   его можно использовать при   экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый   воспитатель     должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

Ход мастер-класса
1.    ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  ( слайд 2)
Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье; осуществляется развитие личности.

В начале пути каждого человека рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни- родители, воспитатели.
Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, и у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

Слайд 3.
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 4
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Слайд 5
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Слад 6
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания.

Инициатива же чаще осознанна, т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих:
-побуждающий мотив к новой деятельности
-принятие ребёнком самостоятельности решений

Слад 7
Из собственного опыта работы для развития детской инициативности  в процессе экспериментирования нужно:
1.  проектировать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Инициировать и стимулировать  интересные задания.
3. Поддерживать  выбор детей, стимулировать поощрением, аргументами, практическим показом, инициативу детей.

Слайд 9
Для поддержки детской инициативы в своей деятельности с детьми я использую следующие условия, методы и приемы:

1. Предоставляю детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечаю  и приветствую  даже минимальные успехи детей;
( практические примеры)
3. Никогда не критикую  результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формирую у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться материалами.
( практические примеры)
5. Поддерживаю интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает
 на прогулке, экскурсиях, од, самостостоятельной  деятельности в  познавательном центре. ( практические примеры)
6. Для поддержки инициативы в экспериментальной деятельности  в открытом доступе, специальных контейнерах,  специальном  содержу  различные материалы, оборудование  по экспериментированию, природный материал (  ракушки, шишки, песок, глина, сухие листья, камешки, каштаны,)
( слайд №  10).
8. Поощряю различные творческие и исследовательские  начинания ребенка (практические примеры……)

Слайд 11

Я считаю и делаю все для того чтобы, образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Из опыта работы я сделала вывод, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Т. О я считаю дети  только так  приобрет опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Я считаю  важным условием для  поддержки детской инициативы- владение воспитателем способами поддержки детской инициативы, необходимости  научиться тактично сотрудничать с детьми:

Слайд 12
- Я в своей работе по экмерементированию не стараюсь всё сразу показывать и объяснять, (практические примеры
- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. (практические примеры
- Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. (практические примеры)

Ожидаемые результаты мк :
-    Овладение методическими приемы в поддержке детской инициативы в процессе экспериментирования с природным материалом  
-    Формирование  и проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
-    Развиватие познавательный интерес к окружающему, умение  взаимодействовать друг с другом и взрослым  в процессе делиться  приобретенным опытом с другими людьми.
-    Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

От экпериментирования:  Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах глины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности.
- Предлагаю превратиться в детей.

1.Мотивация : звучит волшебная  мелодия  «Зима- вьюга»
Проблемно- игровая ситуация: Воспитатель обращает внимание на  сугроб. Ребята   смотрите- ка какой сугроб намела зимняя вьюга: Как вы думаете из чего намела вьюга сугроб?
 Ответы детей…….
 Подходят  к сугробу .
Воспитатель : вот сколько снега , потрогайте его и скажите: какой он?
 Ответы детей………..
  Один из детей обнаруживает сундук  в сугробе
 «Загадочный сундучок »
Восп: Лена нашла сундучок! Какой он необычный
 Может быть кто то хочет посмотреть    что в нем? ( там лежит природный материал: шишка, желудь, кора, ракушка , емкости с песком и глиной)
Ответы детей….
Восп:  А как мы можем назвать все эти предметы? Что между ними общего?
 Ответы детей…….
Восп : да действительно все подарила  нам    природа,  это дары природы,
или как мы его называем  природный материал.
-Как вы думаете , что можно сделать с этим природным материалом?
 Ответы детей…………
 А одинаковы ли все эти природные материалы?
Ответы детей…………
Да они все разные и свойства у них  тоже разные
 Воспита:  а что бы убедиться в этом в том что свойства у них разные как выдумаете что нужно сделать..
  Ответы……..
  Восп: да нужно ПРОВЕРИТЬ!

Опыт №1  Как песок и глина пропускают воду
Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Воспитатель : Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Опыт№ 2  «Что тяжелее?»
 Воспитатель предлагает всем ребятам стаканчики с водой, предлагает достать из сундучка  ракушки  и песок
- Ребята Кто хочет помочь?
В стакан с водой опускаем одновременно ракушки и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно.
-Что можно сказать?
 -Как вы думаете что тяжелее?
 Вывод: ракушка осела на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже ракушек — он легче.
- Ребята, благодарю за активное участие!
Дети по природе своей - исследователи. Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться!
  «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

3.Рефлексия
 Воспитатель предлагает вспомнить (зачем делали, трудно ли было,  почему, легко ли было,  почему,  вернуть к цели занятия и доказать что она достигнута)
Спасибо за внимание! Творческих успехов!