Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Кубанская ярмарка

Опубликовано 20.04.2018

Конспект образовательной деятельности для детей с ОНР. Старший дошкольный возраст. (5-6 лет)
Образовательная область: речевое развитие.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об овощах и фруктах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты» (Морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, патиссон, чеснок, ботва, стручок, урожай, апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло, пшеница, овес, рис, горох,  кукуруза, жито, житница, расти, поливать, копать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, вырастать, срезать, зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пупырчатый, толстокожий).

Продолжение знакомства детей с историей Кубани. Закрепление знаний детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх. Расширение  словарного запаса по теме Кубань: (Жито, житница, зозуля).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.  Воспитание патриотических чувств к родной Кубани.
Оборудование. Картинки с изображением овощей и фруктов. Муляжи овощей и фруктов Сенсорные коробки. Объёмные буквы. Индивидуальные зеркала. Мультимедийное оборудование (слайды овощей, фруктов, Кубанской ярмарки), фонограмма кубанских народных песен.
Предварительная работа. Экскурсия в огород и тематический уголок  «Кубанское подворье», наблюдение за осенними изменениями в природе и в огороде. Разучивание кубанской народной игры «Вершки-корешки», кубанской считалочки «Зозуля». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  кубанских песен и мелодий. Чтение  кубанских  народных сказок, знакомство с  пословицами о труде. Рассматривание  изображений
«Кубанская ярмарка (базар)», сад и огород.

Ход образовательной деятельности
I. Мотивационный этап. (Создание мотивационного поля, актуализация словаря по теме «Овощи, Фрукты»)
Логопед в кубанском народном костюме приветствует детей (звучит фонограмма кубанской народной песни):
               У меня в руках – корзинка, в ней – осенние дары.
               Чем Кубань у нас богата, принесла для детворы.
В старину, у нас, на Кубани, когда был убран богатый урожай с полей, с огородов, очень любили проводить народные ярмарки.
Люди веселились – и пели, и гуляли, и Кубань – матушку прославляли.

1 слайд.  Голос  фонограммы (анимация кубанского казака):   
                      Детвора собирается -
                    Кубанская  ярмарка открывается!
 2 слайд. На экране появляется картинка с изображением кубанской ярмарки
        Логопед.     Начинаем нашу  ярмарку!
                         Вот раньше, в старину, на Кубани
                            торговали, так торговали,                                                                                       с разными шутками,  да прибаутками.
                            Чтобы нам не унывать, начинаем торговать!
                            Бери на ходу, покупай на лету!
                            Загадаю я загадки,
                            А цена моему товару – ваши отгадки.
                            Кто отгадает, тот товар и получает.

 Логопед загадывает загадки.
Когда звучит правильный ответ, открывается слайд (овощ), название которого является отгадкой.
             
3 слайд.   Был ребёнок - не знал пелёнок,
                 Стал стариком – сто пелёнок на нём.     (Капуста)
4 слайд.  Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
                 Лишь торчат на грядке зелёные прядки.    (Морковь)
5 слайд.  Вверху зелено, внизу красно,
                  В землю вросло.  (Свёкла)
 6 слайд.  Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
                   Заставил Егорушка плакать без горюшка.    (Лук)
 7 слайд.    Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …  ( Кабачок)
 8 слайд .    И красавец великан темно-синий …  (Баклажан)


II Деятельностный этап
Логопед.  Ярмарка считалась у кубанцев праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Ярмарки в старину на Кубани бывали разные - весенние, летние, осенние и зимние. А у нас, ребята, какая  проводится ярмарка?

 Ответы детей…
Детям предлагается удобно  расположиться  на ковре.
1)  Пальчиковая гимнастика. Координация движений в сочетании с речью
Осень - славная пора.          Сжимать, разжимать кулачки
На Кубани  детвора
Любит груши, виноград –   Поочередно загибать пальцы правой руки.
Все поспело для ребят.
Сливы сладкие как мед
Будет на зиму компот         Поочередно загибать пальцы левой руки.
И варенье, и желе
В каждом доме на столе.    Сжимать, разжимать кулачки

Логопед.    Ярмарка гудит - сидеть не велит!
В кубанскую народную игру Вершки-корешки зовет вас  поиграть!  Предлагаю выбрать  ведущего с помощью считалочки.  Кто из вас это сделает?
 (Дети кубанской считалочкой выбирают ведущего)
        «Шла зозуля мимо сети,
        А за нею малы дети,
        Зозулята просят пить,
        Выходи – тебе водить».
  Логопед.      Вот и выбран ведущий. А кто такие «зозуля» и «зозулята»?
Ответы детей…
Логопед.      Да, все помнят, что это кукушка и кукушата! Так их раньше называли на Кубани.

2) Подвижная игра «Вершки-корешки»
Ведущий называет овощ ( Морковь, свёкла, кабачок, огурец, картофель, баклажан и т.д.)
Играют сразу все дети, если съедобные корешки – приседают,
если съедобные вершки – встают.

3) Сенсорные коробочки.
Логопед.  Наша ярмарка богата не только овощами и фруктами. На Кубани выращивают очень много разных зерновых  культур. Недаром Кубань называют житницей России, от слова «ЖИТИ», жито,  жизнь,  хлеб.
 Ребята , посмотрите, в этих коробочках пшеница, овес, рис, кукуруза.
 Привлекается внимание детей к сенсорным коробочкам (красиво украшенные коробки, оформленные в виде корзин.) В коробке с пшеницей  лежат, ранее изученные буквы - А, О,У, И,Т )
Логопед.  Я приготовила для вас буквы, они находятся в этих коробочках с зерном. Как же мы с ними можем поиграть?
Ответы детей…
Дети исследуют сенсорные коробки с пшеницей, овсом, рисом и кукурузой. (Тактильное восприятие) Достают буквы, составляют слоги, выставляя буквы на магнитную доску.
Логопед. Здорово, ребята,  вы хорошо помните буквы и отлично складываете слоги!
Ярмарку продолжаем –
Урожай в корзины собираем!

4) Игра на развитие длительного и плавного выдоха, силы голоса         «Сбор урожая». (Звучит фонограмма)
Логопед. Соберем, ребята,  урожай яблок для нашей Кубанской ярмарки.
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.
 Сорвали и попробовали айву. Кислая айва, произносят : "Фа-фо, фы-фу!"

5)  Артикуляционная гимнастика
(Детям раздаются зеркала)
Логопед. Фрукты собрали. А теперь собираем урожай овощей для нашей ярмарки.
Упражнение «Лопаточка»: Надо выкопать картофель, приготовьте «лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким»  языком верхние зубы.
Опустить язык за нижние зубы.
Упражнение «Ровная дорожка «(или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Колья забора в нашем саду острые - вот такие. Показать «острый» язык. Упражнение «Иголочка»
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Упражнение «Чашечка». Сделать из языка «чашечку»
«В Настину чашечку я налью апельсиновый сок,  в Тимофееву - яблочный, в Сонину - сливовый. Какой сок налить тебе, Каролина? А тебе, Полина?»
Ответы детей…
6) Игра «Что напутал продавец»
Логопед: Ай- да  ребята,   потрудились- не ленились  на славу! Набрали полные корзины овощей и фруктов для нашей ярмарки.
 
9 слайд  (анимация : Продавец  фруктов за прилавком  с голосовым сопровождением):
 Покупайте фрукты – кубанские продукты!
 Дети обращают  внимание  на слайд , подходят к прилавку.
 (На  прилавке   разложены  муляжи  овощей и фруктов)
Логопед: У продавца  на прилавке много фруктов и овощей.
 Но что-то  здесь не так? Выберете  те из них, которые  растут на Кубани (дети выполняют задание). Почему вы не выбрали картинки с бананом, ананасом и киви?
 Ответы детей…
Логопед: А теперь, назовите овощи, которые растут на Кубани.                        А теперь, фрукты, которые растут на Кубани.
 Ответы детей…
 
 7) Игра «Найди пару»

Логопед.  Эй, ребята, не зевайте! И картинки подбирайте!  
Ребята, на прилавке у продавца лежат большие картинки овощей и фруктов, растущих на Кубани. Вам нужно найти им маленькую пару.                     (Дети находят пары)
Логопед. Теперь назовем свои пары картинок. Сначала большую, потом маленькую картинку ласково. Послушайте, как это сделаю я: Это большой огурец, а это маленький огурчик!
(Дети называют большой и маленький овощ или фрукт с использованием уменьшительн- ласкательных суффиксов).
Ответы детей…
Логопед.  Молодцы, вы потрудились и справились с заданием. Вы очень трудолюбивые ребята, как   и весь наш кубанский народ
 На Кубани всегда учили детей трудиться, помогать взрослым, уважать старших. Ребята, а что вы можете сказать о труде человека, так ли он важен и нужен?
Ответы детей…
Логопед. Да. Верно. Будешь много уметь, будешь полезен. За труд человека уважают. А кто помнит пословицы о труде?
Ответы детей…

Логопед.  Давайте вместе повторим ещё раз. «Без труда – не вынешь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».
  Вот так на Кубани проходили веселые ярмарки.  Богат и красив наш Кубанский край, а особенно осенью. Красив своей природою, тружениками-людьми,  богат урожаями.
Наша ярмарка закрывается
Песней завершается!
(Звучит фонограмма)

III Рефлексивно-оценочный этап.
Логопед.  Ребята,  как  же с вами весело было на Кубанской ярмарке!  Что вам сегодня понравилось делать больше всего? Почему? А тебе, Полина? А во что ещё вы хотели бы поиграть в следующий раз? С какими заданиями было сложнее всего справиться? Почему? Ребята, спасибо вам за ваши внимательные ушки, послушные язычки и за отличное настроение!