Конспект мастер – класс.
Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр и пособий. Цель мастер – класса: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в ДОУ;
2. Вовлечь педагогов в игровое общение.
Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен воспитателям его можно использовать в своей работе.
В ходе проведения мастер – класса будут продемонстрированные авторские игры для детей, младшего дошкольного возраста которые может изготовить каждый воспитатель, а также готовые игры.
Ход мастер – класса
1. Теоретическая часть
Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества, фундамент умственного развития Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире!
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
• Учим ребёнка определять форму предмета в целом.
• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета.
• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)
• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Я глубоко работаю над опытом «Сенсорное воспитание младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»
И считаю большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры.
Дидактика— поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений...
Дидактические игры.- такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей, Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для познания и освоения формирования сенсорных эталонов через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям.
Использование дидактических игр в ОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
В своей работе по данной теме определяю основную задачу сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
При проведении дидактических игр я использую методику проведения дидактической игры:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые я учитываю
1.Необходимо создавать условия для игр
2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей
3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
В своей деятельности использую следующие Виды дидактических игр
1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
Своей деятельности с детьми я не требую
28 требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Результаты применения дидактических игр :Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
2 Практическая часть
- А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети могут усваивать сенсорные знания.
- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)
Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем педагогам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук, тук тук, тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1 - Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? (Цветная) А кто же это нас встречает? Обращает внимание на солнышко и тучку . Выходите из вагонов, садитесь поудобнее,
Станция «Цветная». солнышко и тучка предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.
Дидактическая игра «Солнышко и тучка»
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Упражнять в различении основных цветов, формы: квадрат, круг, треугольник; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Описание: Играющие по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
- А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
2 -Наш поезд прибыл на станцию «Сказочная»
Детям напоминает сказку « Курочка Ряба», затем предлагает собрать обьемные пазлы по цвету и форме владыша.
3 -Наш поезд прибыл на конечную станцию « Большой И Маленький».
Оборудование: крупные пазлы с изображением маленьких и больших вариантов одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и собачка, домик.
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший или меньший. Воспитатель просит малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
И приложить к пазлу с идентичным вариантом.
- С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
3. Заключительный этап ( рефлексия)
- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, сделанные руками воспитателей и родителей.
- вспомните сегодняшний наш маршрут и ответьте : как у детей проходит познание неизвестного?
Предпологаемые ответы :у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. С помощью фигурок выложите на доске схему формирования сенсорных эталонов.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.
Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
- Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!