Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Опубликовано 29.03.2017

Конспект мастер – класс.

Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр и пособий. Цель мастер – класса:  Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Задачи:
1. Познакомить  педагогов   с  играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в ДОУ;
2.  Вовлечь   педагогов  в  игровое  общение.
Практическая значимость:  Данный мастер – класс может быть интересен воспитателям его можно использовать в своей работе.
В ходе проведения мастер – класса будут продемонстрированные авторские игры для детей, младшего дошкольного возраста которые может изготовить каждый воспитатель,  а также  готовые игры.

Ход мастер – класса
1.    Теоретическая часть
Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества,  фундамент умственного развития Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.

Сенсорное  развитие  ребенка  –  это  развитие  его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе  Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.  Именно  этот   младший дошкольный возраст  наиболее  благоприятен  для  совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений  об окружающем мире!

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
• Учим ребёнка определять форму предмета в целом.
• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета.
• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:
• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)
• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Я глубоко работаю  над опытом «Сенсорное воспитание  младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

И считаю большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры.

Дидактика— поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений...

Дидактические игры.- такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей, Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для  познания  и освоения формирования сенсорных эталонов через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям.

Использование дидактических игр в  ОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) а также устанавливать простейшие взаимосвязи.  Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.

В своей работе по данной теме определяю основную  задачу сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать  накопленные  знания,  приобрести  новые,  а  также использовать их  в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

При  проведении  дидактических  игр  я  использую методику проведения   дидактической игры:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые  я учитываю  

1.Необходимо создавать условия для игр
2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей
3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

В своей деятельности использую   следующие Виды дидактических игр

1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

Своей деятельности с детьми  я   не  требую
28 требовать  от детей  обязательного  запоминания  и  самостоятельного употребления  названий  цвета,  формы.  Важно,  чтобы  ребёнок  активно выполнял задания, учитывая их  свойства, так  как именно в  процессе  игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Результаты применения  дидактических игр :Обогащается  сенсорный  опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения,  ребенок начинает различать  величину,  форму  и  цвет  предмета.  Возраст  раннего  детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

2 Практическая часть
- А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети  могут  усваивать сенсорные знания.
- Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки  волшебную палочку)
Вот я палочкой взмаху  -   (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!
Всем педагогам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу).  Поехали!  Ручки согнули, завели мотор.  Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук, тук тук, тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

1 - Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? (Цветная) А кто же это нас встречает?   Обращает внимание на солнышко и тучку . Выходите из вагонов, садитесь поудобнее,
Станция «Цветная». солнышко и тучка  предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Дидактическая игра «Солнышко и тучка»
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он  детей привез!
-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом,  квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра  «Волшебный мешочек».
Цель:  Упражнять в различении  основных цветов, формы: квадрат, круг, треугольник; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Описание:  Играющие по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
- А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
2 -Наш поезд прибыл на станцию  «Сказочная»
 Детям напоминает    сказку « Курочка Ряба», затем предлагает собрать обьемные пазлы по цвету и форме владыша.
3 -Наш поезд прибыл на конечную станцию « Большой И Маленький».
Оборудование: крупные пазлы с изображением  маленьких и больших  вариантов одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и  собачка, домик.
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший или меньший.  Воспитатель просит малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
И приложить к пазлу с идентичным  вариантом.
- С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Вот я палочкой взмаху -   (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.

3. Заключительный этап ( рефлексия)
- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры,  сделанные руками воспитателей и родителей.
- вспомните сегодняшний наш маршрут  и  ответьте : как у детей проходит познание неизвестного?

Предпологаемые ответы :у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. С помощью  фигурок выложите на  доске  схему формирования сенсорных эталонов.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
 - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!