Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Опубликовано 21.09.2023

Социальное развитие:
•    дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
•    хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

см. Методический материал

•    способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
•    стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
•    тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:
•    дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
•    они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
•    ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
•    они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
•    способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Интеллектуальное развитие:
•    дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
•    они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
•    с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
•    имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания:
•    шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:
•    количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
•    преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
•    дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
•    способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие мышления:
•    наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
•    доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:
•    способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
•    способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.),
•    способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
•    способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:
•    способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации:
•    способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
•    способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
•    дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
•    способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
•    способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
•    способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
•    способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
•    способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:
•    способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
•    самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
•    не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

Мотивы поведения:
•    интерес к новым видам деятельности;
•    интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
•    проявляют познавательные интересы;
•    устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

У каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша
и решайте все проблемы как можно быстрее.