Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Совершенствование речи дошкольников

Опубликовано 20.06.2016

Из опыта работы.

В дошкольном образовании я работаю много лет. Последнее время углубленно работаю над темой «Совершенствование речи дошкольников». Так как считаю, что среди многих важных задач, задача обучения детей дошкольного возраста родному языку - одна из главных. Обучая ребенка речи, одновременно развиваем его интеллект.

Развитие интеллекта - центральная задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте.
Речевое общение - одна из главных потребностей и функций человека. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Моя задача, как педагога - научить детей владеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа; уметь вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Обучение родному языку осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности и т. д., а так же вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Свое общение с детьми ориентирую на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении с педагогом. Добиться положительного результата в этой работе можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно - игровой метод, который направлен на решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую грамматическую и, на их базе - задачу развития связной речи.

Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Все занятия строю разнообразно. В одном случае это игра, в другом занятие- спектакль, в третьем - они учителя, а не ученики и т. д. Все задачи, направленные на совершенствование речи, благодаря специфике детского возраста, легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры.

Свою работу я осуществляю в определенной системе. Суть ее заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трех ее компонентов:
1. Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя. (Своей речью мы учим ребенка родному языку, общаясь с ним в течении всего дня) .
2. Работа над созданием развивающей речевой среды.
3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, проводимые со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Плюс стиль общения ребенка с педагогом. Он личностно - ориентированный на добрый и эмоциональный способ взаимодействия взрослого с ребенком.

Ребята сами предлагают темы для бесед. И эти беседы по выбору детей в группе стали «традиционными». Мы располагаемся в уютном уголке. «Поговорим? » -предлагаю я. Или «О чем сегодня вам хочется поговорить? » или «А сегодня я видела. » и т. д. Отрадно видеть, как круг, сидящих детей становится все теснее, их ладошки уже лежат на ваших руках, а глазки широко раскрыты. Часто обсуждаем личные проблемы детей, обсуждение не занимает много времени, но его психотерапевтический эффект обнаружится тотчас же: ребенок удовлетворен и, как сумеет, будет высказывать свою признательность, а главное возрастет его речевая активность.

Любят дети работать с мелкими картинками. Началось с того, что я предложила детям журналы «где много замечательных, которые можно вырезать. » Вначале ребята их просто, рассматривали, затем стали сочинять небольшие рассказы. Потом родилась совместная идея наклеивать их в альбом. Затем стали создавать альбом из картинок с фабульным действием. Вскоре альбом стал мал и пришла идея создать «Чудесную книгу». Цель этой книги обогащение словарного запаса; работа по лексическим темам; обучение составлению рассказов по картинкам. И теперь мы устраиваем "вечера веселых рассказов" из этих альбомов; сочиняем концовки и начала сказок, рассказов по этим картинкам.

За мою многолетнюю работу не вызывало сомнения: все дети любят сказки. Но наблюдения последних лет стали вызывать тревогу: дети становятся более равнодушными к народному фольклору. И я в своей работе решила уделять этому разделу большее внимание, т. к. сказка как никакой другой литературный жанр способствует развитию воображения, побуждает к сочинительству. Чтобы дети знали и любили сказки, читаем и рассказываем каждый день, прослушиваем в записи и, конечно, игры - драматизации, занятия в форме занимательных вечеров, конкурсы на лучшего исполнителя. Не менее важно предоставить в распоряжение детей книги. Постепенно у детей стала вырабатываться необходимость в общении с книгой, в частности со сказкой. Дети стали приносить из дома свои книжки, которые мы читаем все вместе. Не забываем сказки и в развитии тонких движений пальцев рук. Наши дети освоили движения пальцев рук всех персонажей русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя») .

Следующее направление, не менее важное в любой работе : знакомство детей с произведениями русского игрового фольклора (прибаутками, пословицами, поговорками, считалками, закличками, потешками) .

Работу провожу в основном в свободное от занятий время. С потешками ребята знакомы с раннего детства. Но это было время, когда они просто слышали ласковый, добрый, напевный голос родного человека. Дети повзрослели, и потешки стали с более сложным смыслом и текстом. И задачу ставлю не только запомнить, эмоционально правильно прочитать, но и самим обыграть. Ребята говорят голосом героя, иммитируют движения. Конечно, не сразу дети могли передать характер персонажа, но все с интересом относятся к такому маленькому «театру». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игр, в повседневной деятельности.

Пословицы, поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Они поэтичны, образны, легко запоминаются. Ребята с удовольствием используют их в разных ситуациях.

Изучая пословицы, мы решили завести картотеку. Ребята оказались активными помощниками. Они дома, с родителями отыскивали пословицы, запоминали их. Считалки, загадки, скороговорки - эти произведения являются воплощением человеческого юмора, выразительности языка, в них встречаются идеальные сочетания труднопроизносимых звуков, продуманные по звучанию сочетания слов. Они помогают детям не только в работе над интонацией, звуковой выразительностью речи, но и решать конфликтные ситуации, возникающие в играх при выборе главного героя, водящего и т. д. И, главное, дети научились применять и самостоятельно.

Игры словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относятся и сочинения детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, я познакомила детей с лучшими литературными образцами этого жанра. Начали мы с простого. Играя в игру «Назови детеныша» Алеша перепутал, сказав: «У волка - галчонок». Ребята сначала дружно засмеялись, а потом сами стали придумывать: «у лисы - слоненок, у ежа - тигренок» и т. д. А после чтения сказки К. Чуковского «Путаница», придумали новую игру: «Чего на свете не бывает» (слоны квакают? - не квакают, рыбы летают? - не летают и т. д.) . А для игры «Кто? Какой? Что делает? Где? » завели специальную тетрадь. Лист бумаги разделили вертикально на четыре части и поставили в каждой части вопрос: кто (что, какой, что делает, где?. Ребята предлагают слова, которые вписываю в колонки. Зачитываю детям, начиная с прилагательного, например: «грустный чайник кудахчет на горе» и т. д. Составление небылиц в любое подходящее время и в любом месте на любую тему, дало толчок к сочинению концовок к сказкам и маленьких сказочек. Начали упражняться в составлении концовок к хорошо известным детям народным сказкам. Причем каждый ребенок имеет право на собственную версию.

Эффективны для развития речи и мышления сочинения небольших сказок без опоры на литературные тексты. Роль воспитателя - помочь детям усовершенствовать их версии и понятно для слушателя изложить.

Стараюсь использовать в речевой работе и региональный компонент, расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни человека на Кубани, тем самым обогащается словарь детей. Я знакомлю детей не только с русскими календарным обрядовым фольклором («Коляда», «Масленица») или с русскими былинами, но и даю детям почувствовать колорит речи казаков. Добиваюсь тем самым еще и понимания того, что у каждого человека, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои сказки, и все они должны передаваться из поколения в поколение.

Знакомя детей с историей края, проводила беседы - рассказы на тему: «Далекое прошлое земли Кубанской», «Чти традиции рода своего» и т. п. Ребята с удовольствием заучивали семейные заповеди казаков, пословицы, поговорки, совместно с родителями составляли проект генеалогического древа, отыскивая старинные казачьи корни в своих семьях. Ребята любят посещать «горницу» в которой собраны предметы быта казаков. Экскурсия в библиотеку, где расположен краеведческий мини - музей принесла много интересного, нового. Особый интерес вызвало знакомство с предметами казачьей доблести (флаг, сабля и др.) Для расширения знаний проводила занятия, беседы, игры: «Мой город - Краснодар», «Самое лучшее в мире - Черное море мое», «Наши земляки».
Дидактическая игра «Казачий быт» знакомит детей с утварью, одеждой казаков. И в этой работе большую помощь оказывали родители: помогали в сборе песен, сказаний, пословиц, игр, активно принимали участие в праздниках с элементами народного фольклора.

Проводимая в системе работа, конечно же дает ощутимые результаты. У детей выработался стойкий интерес к самостоятельному словесному творчеству, желание придумывать свои сказки, небылицы; ребята научились ясно и понятно излагать свои мысли, увеличился словарный запас. Все чаще стала проявляться произвольная память, благодаря которой дети запоминают и избирательно воспроизводят материал. Дети научились сотрудничать друг с другом и со взрослым; приобрели умение учить себя, конфликтные ситуации свелись к минимуму.

Рамки статьи ограничивают возможность представить последовательность всех этапов работы по совершенствованию речи, однако хочется отметить, что обозначенные направления помогут осмыслить не только некоторый собственный опыт, но и выйти на новый путь. Поскольку значение речевого развития ребенка в становлении познавательной, креативной, социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника трудно переоценить.