Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Если ребенок принес чужую игрушку

Опубликовано 09.01.2018

Дети иногда не могут устоять, перед искушением иметь ту, или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путем. Но если полутора - двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значение слов «свое» и «чужое».

Они знают, что брать чужое - не хорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно.
Открытое присвоение, связанное со скандалом и общим ревом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это еще не тайное присвоение чужого имущества, в просторечье именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению. Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребенка на этот путь.

На практике можно различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний. Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны. Объяснение отрицательных последствий содеянного (что будет, если каждый возьмет из садика по игрушке? Через день вам и играть будет нечем!), требование исправиться с большой долей вероятности должны привести к изживанию порочных форм поведения у детей. И, напротив, оскорбительные действия взрослых: обыскивание карманов, вымещение своей обиды и стыда на ребенке в сочетании с желанием хоть как-то оправдать его - скорее всего, будут способствовать формированию более изощренных способов присвоения чужого. Возможно, что такое поведение родителей вызовет у ребенка сильную эмоциональную реакцию, желание отомстить обидчикам.

Попустительство, закрывание глаз на неблаговидные действия детей, равно как и применение физических наказаний, развивает желание присвоить чужое. Если в дошкольном возрасте это игрушки, то позже это могут быть и более ценные вещи или деньги.

В подростковом возрасте эта тяга в сочетании со стремлением к самоутверждению и лидерству начинает приобретать серьезные формы асоциального поведения (кражи, вымогательство, разбой, шантаж).

Если ребенок принес домой чужую игрушку, и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, постарайтесь убедить его вернуть ее и принести пострадавшему извинения. Убеждающие доводы подбирайте с учетом индивидуальных особенностей малышей и своего характера, однако стоит обойтись без моральных истязаний и физических наказаний.

Демонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми. Однако избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упреками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения.

Время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрениями в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.