Дети иногда не могут устоять, перед искушением иметь ту, или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путем. Но если полутора - двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значение слов «свое» и «чужое».
Они знают, что брать чужое - не хорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно.
Открытое присвоение, связанное со скандалом и общим ревом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это еще не тайное присвоение чужого имущества, в просторечье именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению. Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребенка на этот путь.
На практике можно различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний. Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны. Объяснение отрицательных последствий содеянного (что будет, если каждый возьмет из садика по игрушке? Через день вам и играть будет нечем!), требование исправиться с большой долей вероятности должны привести к изживанию порочных форм поведения у детей. И, напротив, оскорбительные действия взрослых: обыскивание карманов, вымещение своей обиды и стыда на ребенке в сочетании с желанием хоть как-то оправдать его - скорее всего, будут способствовать формированию более изощренных способов присвоения чужого. Возможно, что такое поведение родителей вызовет у ребенка сильную эмоциональную реакцию, желание отомстить обидчикам.
Попустительство, закрывание глаз на неблаговидные действия детей, равно как и применение физических наказаний, развивает желание присвоить чужое. Если в дошкольном возрасте это игрушки, то позже это могут быть и более ценные вещи или деньги.
В подростковом возрасте эта тяга в сочетании со стремлением к самоутверждению и лидерству начинает приобретать серьезные формы асоциального поведения (кражи, вымогательство, разбой, шантаж).
Если ребенок принес домой чужую игрушку, и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, постарайтесь убедить его вернуть ее и принести пострадавшему извинения. Убеждающие доводы подбирайте с учетом индивидуальных особенностей малышей и своего характера, однако стоит обойтись без моральных истязаний и физических наказаний.
Демонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми. Однако избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упреками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения.
Время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрениями в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.