Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста.
Программные задачи: заложить основы естественно – научных представлений о космосе, Вселенной и солнечной системе. Вызвать у детей желание наблюдать за звёздами, явлениями природы. Активизировать словарь по теме.
Материал: костюм Звездочета, глобус, сербская народная сказка « Отчего у Месяца нет платья» \ в пересказе С. Маршака\; иллюстрации по теме, листы бумаги голубого цвета и цветные фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит аудиозапись « Песня Звездочёта» \ из кинофильма « Про Красную Шапочку»\. В группу входит Звездочёт с глобусом, оглядывается.
В – ль: Здравствуйте, уважаемый. Кто вы и что ищите?
З: Здравствуйте, я звездочёт. Ищу удобное место для наблюдений. В – ль: Зачем же вы собираетесь наблюдать?
З: Как за чем? За планетами и кометами, за звёздами и созвездиями. Разве вы не знаете, что именно этим занимаются все астрономы?
В – ль: Очень интересно! Может быть вы, уважаемый звездочёт, поделитесь своими знаниями с детьми?
З: С удовольствием! ( обращается к детям): Готовы ли вы узнать удивительные тайны Вселенной? Сможете ли вы быть внимательными, наблюдательными и любознательными?
Д: Да
З: Тогда начнём с главного.
- Знаете ли вы, как называется чудесная планета, на которой вы живёте? (Земля)
- Какую форму имеет земля? (круглую)
- Что у меня в руках? (глобус).
- Какого цвета больше на глобусе? (синего)
- Что он обозначает? (вода)
- Скажите, почему глобус устроен так, что его можно вращать? (глобус – макет Земли, а Земля крутится.)
З : Земля вращается вокруг воображаемой линии, которую называют
«осью». У глобуса вместо воображаемой оси вращения – металлический стержень. Точки, которые входят его концы - это Северный и Южный полюса.
Вокруг нашей планеты летают спутники, созданные учёными, но один, самый большой спутник Земли мы видим на небе почти каждую ночь. Загадка: Д.: Луна.
Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели.
Но осталась в небе только Апельсиновая долька.
З.: Как называют Луну, когда она превращается в тонкий серп? (месяц).
- Луна не только прибывает, она умеет и расти. Запомните : если месяц похож на букву \ С \, про него говорят: месяц старый, он убывает, а если серп имеет форму полукруга буквы \ Р \ - месяц растёт, он молодой. Сегодня вечером посмотрите на месяц и определите, растёт он или убывает. Это будет моим первым заданием для вас.
В – ль: Уважаемый Звездочёт, скажите, а если на небе будет круглая луна или не будет её вообще?
З.: Если ночное небо освещает ясная круглая Луна – это полнолуние. Безлунную ночь называют новолунием. За Луной люди наблюдали с древности. В те давние времена считали, что Луна – Светило, что она имеет такой же размер, что и Солнце. На самом деле Луна намного меньше Солнца и не излучает своего света, а только отражает солнечные лучи. В ясную ночь в полнолуние на поверхности Луны можно заметить тёмные пятна. Это горы и впадины, лунные моря.
- Как вы думаете, на Луне есть луга, животные, растения? (предложения детей).
- На Луне нет воздуха, нет воды. Поэтому поверхность Луны – безжизненная каменная пустыня.
- Знаете ли вы, как люди изучают Луну? Её фотографируют со спутников, на Луну отправляют космические аппараты, которые исследуют лунный грунт. На Луну высаживались астронавты.
В – ль: Хотели бы вы побывать на Луне? (да). К такому путешествию надо хорошо подготовиться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
За окошком месяц весел. \ марш на месте \
С чёрной тучки ножки свесил. \ выполняют руками «велосипед»/ Поболтал одной ногой, \ прыжки на правой ноге \
Поболтал другой ногой. \ прыжки на левой ноге \
Вдруг погас и почернел. \ садятся на корточки, закрывают Видно, он перегорел! ладонями глаза \
В – ль: Знаете ли вы, ребята, что о Луне сложено множество легенд и сказок? Послушайте одну из них. \ Чтение сказки « Отчего у месяца нет платья» \. Вам понравилась сказка? (да)
З.: Для путешествия на Луну нужен космический корабль. Нарисуйте космический корабль, на котором мы с вами могли бы заниматься исследованием Луны. Дети рисуют космический корабль. Звездочёт рассматривает рисунки и хвалит детей, выделяя самые удачные.
А теперь мне пора. До наступления темноты я должен найти подходящее место для наблюдения за небесными светилами. До свидания. \уходит \