Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Опубликовано 22.02.2019

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».

(Ушинский)

 

...В  нашей семье Сероштан подрастают дочь Ангелина  и сын  Арсений. Воспитание  в  наших  детей нравственно- патриотических основ мы считаем  главным! Невозможно жить без любви к своему дому, к своим родным, близким , не гордиться теми традициями на которых вырастили нас,  наши матери и отцы.

Мы всегда отмечаем государственные праздники;   « День народного единства»,« День защитника Отечества», «День России», « День поселка», в котором  живем, « 1 мая – день  Весны и  Труда»,  и конечно же 9 мая- «День Победы». Читать опыт полностью.

см. Презентацию "Нравственно - патриотическое   воспитание  дошкольников   в контексте ФГОС"

1-2 слайд Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, своей малой родиной, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Родина моя- бескрайняя РОССИЯ ! родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять  историю и культуру станы как  свои собственные. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к  государственным старинным, народным, религиозным праздникам традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь годы.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Слайд 3-4  (правовые основы и патриотизм) Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.

Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому  дошкольный  возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах старших поколений – это хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт созидания – от этого земля станет еще богаче и краше.

Слайд 5-6 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Слайд 7 В программе ДОУ мы поставили следующие  задачи

1.Заложить основы гражданско- патриотической позиции личности;
2.Получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе
3.Освоение наиболее значимых российских  культурных традиций и традиций родного поселка
4.Освоение наиболее значимых российских  культурных традиций и традиций родного поселка
5.Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими  людьми

Слайд 8   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина

Слайд 9. Модель  освоения знаний Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина

Слайд 10- система   охватыват всех участников  образовательного процесса   и строиться на принципах
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Культуросообразность – основывается на ценностях региональной, национальной  технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Интеграция – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование .
- Региональный компонент  осуществлятся, опираясь на следующие положения:

* приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры;
* вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей;
* современный уровень образования , профессиональное мастерство педагогов, личностный потенциал педагогов, родителей, детей.

Опыт работы коллектива

Сохранить нравственность в наших детях, заложить  основы патриотизма, которые сделают их более устойчивыми к  нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, стало основной задачей коллектива № 25. Педагоги  активно работают  по  нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, взяв за основу не только знания о  России в рамках программных требований, но ознакомление  с  культурными традициями кубанского казачества, воспитание любви к малой Родине – Кубани.

Слайд 11-12 создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию- В каждой группе педагоги вместе с детьми создали миницентры нравственно- патриотической направленности , где  ребята знакомятся с геральдикой  Росссии , Кубани, рассматривают географическое  местоположение нашей страны, могущество её природных ресурсов,  незыблемость традиций. стенды и экскурсии к ним в холлах ДОУ. На территории сада педагоги совместно с родителями и детьми создали «кубанское подворье» и мини-музей « Казачья хата » где разместили кубанскую печь, плетень,хату, утварь, макеты  домашних животных.  Организованные в них экскурсии впечатляют  дошколят,обогащают их  знания о прошлом своей малой родины—Кубани.

Слайд 13 - тематические занятия-беседы о Родине, о родном  поселке традициях праздниках , о природе родного края, о  достойных  людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр слайд- фильмов « мой поселок», « родина моя бескрайняя Россия»,  « РОССИЙСКАЯ АРМИЯ», « природа родной земли» и др.

Слайд 15-16 Традиции и быт Кубани неразрывно связан с природой, поэтому во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса педагоги применяют эту связь:трудовое воспитание осуществляется  в «огороде на окне»,  в весенне-летний период  на «кубанской грядке»,проводятся целевые прогулки к реке Афипс, парк.    С трудом взрослых на Кубани ребята знакомятся в беседах,экскурсиях просматривают слайд-фильмы « Кубань- житница России» рассказывают о труде своих родителей.

Слайд16 - 17 Экскурсии, знакомство  с достопримечательностями,  пгт  Афипского Яркие впечатления , проявление   познавательного интереса  полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Слайд 18 Важную роль в воспитании  патриотических основ  играет художественная литература. Литература – богатейший источник, побудитель чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Детям предлагаем произведения русских и кубанских писателей, сюжеты которых переводятся в детские игры, театрализованные представления. Проживая в игре жизнь любимых  героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Педагоги организуют экскурсии в поселковую библиотеку, где ребята знакомятся с литературным наследием Кубани и  России, в уголок воинской славы, где ребята узнают о доблести  земляков  годы ВОВ.

Слайд 19  целенаправленные игры  (подвижные, народные, русские, кубанские , творческие,) действенно в естественном для него состоянии ( игра, движение) сообщают о  традициях  своего, закладывая потенциал  нравственности и преданности родной земле.

Слайд 20  используя  проектную     деятельность с дошкольниками педагоги стремятся  обогатить  практический опыт дошкольников, выявить индивидуальные способности, привить личностные качества –жить и взаимодействовать в коллективе.

Слайд 21  совместное участие детей и родителей в  тематических выставках « Край ты мой кубанский!» « Я живу в Росси, я живу на Кубани», « п. Афипский – моя малая Родина» обеспечивают   непрерывную связь поколений, национальной принадлежностью знакомят дошкольников с русскими и кубанскими традициями и бытом.

Слайд 22.  На родительских собраниях проводим  консультативную, практическую работу нравственно- патриотической направленности,

Оформляем информационный материал

Слайд 23    Врамках сотрудничества наш сад тесно взаимодействует с МБДОУ ДОД ДШИ пгт Афипского (младший ансамбль народной песни «Задоринки» ) и творческим коллективом  «Родничок» ДКпгт Афипского. Ребята, в  костюмах казаков и казачек  выступают перед воспитанниками с русскими и кубанскими  песнями и инсценировками к ним.  
 Слайд 24  Дети любят активно участвовать  праздниках государственного
Значения « День народного единства», « Мы будущие защитники Отечества»,  « 1 июня – день защиты детей», « День матери», где формируется гражданская позиция,  патриотическое сознание,

Слайд 24- 25-26  Вместе с родителями готовим и   проводим праздники  на основе регионального компонента: осенью – «Ярмарка», зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества»,весной- «Масленница» «Казацкие забавы-посиделки».Летом – « День семьи и верности», «Яблочный спас».  В репертуаре праздников кубанские и русские народные песни, пляски ,закличкии ,подвижные игры.

Слайд 28. В кружке « Родимая сторонушка» старшие дошкольники приобщаются к народно-прикладному творчеству России  и  Кубани.

Слайд 29.  Родители, педагоги, дети приняли активное участие в акции «Бессмертный полк» собрав  и оформив информацию разместили на данном сайте, приняли участие в шествии  полка на митинге, посвященному 70- летию ПОБЕДЫ В ВОВ 1941-1945 г. Материалы использовались педагогами ДОУ в занятиях, беседах с детьми, а так же вошли в Книгу Памяти  «Солдаты Победы» о ветеранах- земляках.

Слайд 30  БАНК.

Слайд 31 РОССИЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТ.

Слайд 32-36  РЕЗУЛЬТАТЫ Каждое  мероприятие , каждый праздник, каждая встреча становятся  незабываемыми- море эмоций, отличного настроения, а самое главное, ребята в непринужденной форме знакомятся с традициями, культурой и бытом своих земляков в прошлом и настоящем, начинают испытывать радость и гордость за проделанную работу, берутся с чуством и благоговейностью за дело которое связано с нравственно- патриотическим развитием.

После активной работы в этом направлении были получены положительные результаты: осознание нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственность,  патриотического сознания  в целом. Понимание важности положительного отношения к природе, к себе к окружающим. К своим обязанностям, владению способами поведения, овладения речью, использованием полученной информации в самостоятельной деятельности.  Дети стали более доброжелательно относиться друг к другу, более общительны, эмоционально раскрепощены, оказывают друг другу помощь в игре и других видах деятельности. Обстановка в детском саду стала более теплой, доброжелательной, созданы основы для тесного сотрудничества педагогов и родителей в вопросах  нравственно- патриотического воспитания детей.

Мы хотим верить, что наши труды не будут напрасны, и в конечном итоге знания наших ребят об настоящем России и Кубани, её  истории приведут к тому, что они вырастут настоящими патриотами своей страны с богатым духовным миром.