Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности музыкального руководителя.
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования.
Я систематически использую ИКТ, которые органично дополняют традиционные формы моей работы, тем самым расширяю возможности организации его взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютерами. Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика – лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации. Третье - возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, по моему мнению, это проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по видам музыкальной деятельности.
Восприятие музыки: это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.
В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.
Следующий вид деятельности – пение. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков.
Музыкально-дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролик.
Тот интерес, который вызывают такие занятия, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для детей подготовительных групп, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.
Практика показала, что при использовании в развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов.
В процессе замысла, создания новых заданий для занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, также развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растет уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия еще более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей.
Применение и использование компьютерных технологий необходимы на музыкальных занятиях. Потому что повышается не только результативность, но и,
самое главное – интерес детей к занятиям музыкой, что помогает в реализации нашей главной задачи – гармоничного развития личности.
Музыкально – дидактическая игра с использованием информационно-коммуникационных технологий «Оркестр»
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Оркестр» - это увлекательное путешествие в мир музыки для воспитанников ДОУ.
Цель игры – создание условий для музыкального развития детей посредством игры на музыкальных инструментах.
Условия: перед началом игры каждый участник выбирает себе понравившийся музыкальный инструмент (колокольчик, треугольник, маракасы, бубенцы, бубен, металлофон, барабан). Музыкальный руководитель включает видео презентацию. Дети смотрят на экран и следят за слайдами. Когда появляются, например, колокольчик, маракасы и треугольник – участники, у которых эти инструменты в руках играют на них, остальные молчат и т. д.