Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Развитие танцевальных способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Опубликовано 11.03.2022

В процессе музыкально-ритмической деятельности реализуются задачи всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Начиная с младшего дошкольного возраста важно формировать основы  культуры движения.

К этим основам относятся:
- формирование правильной осанки (для этого необходим пример взрослых, формирование «мышечного корсета»  с помощью общеразвивающих упражнений, а также напоминание и мотивация детей к постоянной поддержке красивой осанки);
- формирование навыка пружинности (природный «амортизатор», который очень важен для развития всех двигательных навыков, умения правильно выполнять прыжки, танцевальные и общеразвивающие движения);
- формирование «прослеживающей функции» взгляда – умение и привычка следить взглядом за движением рук (таким образом, в движение включается все тело, выполняется поворот шеи, головы и, что немаловажно, тренируются глазные мышцы);
- формирование умения начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки – по показу взрослого и самостоятельно.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, имитационные (образно-игровые), танцевальные, элементы художественной гимнастики (упражнения с атрибутами).
Важнейшей задачей развития детей в музыкально-ритмической деятельности является формирование навыков ориентировки в пространстве: уметь становиться в круг, друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале.

Педагог развивает следующие навыки ориентировки в пространстве:    
- «на себе» - знать части тела (голова, руки, ноги), выполнять движения правой и левой рукой или ногой по показу взрослого в «зеркальном отражении»;
- «от себя» - двигаться вперед и назад, поднимать руки вверх и опускать вниз, по показу взрослого кружиться направо или налево;
- «от предмета или объекта» становиться вокруг предмета (елочки, матрешки, обруча и др.), поворачиваться лицом к центру круга, друг за другом по кругу, становиться лицом или спиной к зрителям.

В музыкально-ритмической деятельности происходит развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмичную музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе с педагогом и сверстниками).
Усложнение содержания работы по развитию музыкально-ритмических движений происходит постепенно, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
В работе с детьми четвертого года жизни важно:    
- воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером, темпа, ритма  музыки по показу взрослого и самостоятельно;
- обогащение слухового опыта, умение использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
    У детей пятого года жизни движения становятся более грациозными и легкими; у них меняются пропорции тела: удлиняются руки и ноги. Они становятся более быстрыми, способны передавать в движении быстрый темп, быстрее переключаться с одного движения на другое. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно.
Дети дошкольного возраста склонны к подражанию, поэтому взрослый должен вовлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.
У детей шестого года жизни развивается способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).
Основные: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, с притопом, вперед  и назад спиной, бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и др.; прыжковые  движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой и боковой галоп, легкие подскоки.
Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) сос крестными движениями.
Имитационные движения: разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ: принцесса, робот и т. д. Педагог учит детей передавать разные оттенки настроения – радость, гордость, обиду, страх и др.
Плясовые движения: элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям (топающий шаг, поочередное выставление ноги на носок и на пятку, кружение топающим шагом, «выбрасывание ног», «ковырялочка», и др.).
     Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами и др. Манипуляция атрибутом во время исполнения движения развивает ловкость, точность и координацию движений, способствует выразительности исполнения в целом.
У детей седьмого года жизни происходит «скачек» в развитии движений, что дает возможность осваивать более сложные по координации движения: разнонаправленные, асимметричные и др. В этом возрасте дети способны к самостоятельному исполнению танцев с перестроениями, сольным и коллективным исполнением различного по стилю и уровню сложности музыкально-ритмического репертуара.
Педагог стимулирует развитие музыкально-пластических и творческих способностей детей: поддерживает стремление детей к самостоятельному исполнению движений, к импровизации.

               ***
Если вы, гуляя в парке,
Утомились и присели
На скамейку в холодочке –
Не теряйте время зря!
С малышом, закрывши глазки,
Тихо-тихо посидите:
Вы услышите, как много
Звуков окружает нас:
Пенье птиц, движенье ветра,
Плеск воды, шуршанье листьев,
Звук шагов, сигнал машины,
Вдалеке ребячий смех.
Чтобы вырос ваш ребенок
Без сомненья музыкальным –
Вы почаще с ним играйте
В эту важную игру.
И, конечно, вместе пойте
И кружитесь в легком вальсе,
Это очень помогает
Человека воспитать!