Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Математика – занимательная игра

Опубликовано 05.12.2017

Педагогический проект в старшем дошкольном возрасте. Актуальность выбранной темы.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, не овладев полным знанием в пределах 10. Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в любой ситуации, в повседневной жизни. Важно привить детям любовь к математике, показать её значимость вокруг нас, её участие во всех видах деятельности.

В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.  Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный    стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать «ещё и ещё». В этот момент закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Математическое развитие детей будет более эффективным при взаимодействии с семьями детей.

Получать знания по математике ребенок должен не только в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Их помощь неоценима.  Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Перед родителями ставится проблема: принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, родители могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Цель проекта.
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, показать детям, что математика - это не скучная наука, а занимательная игра, используемая в повседневной жизни для получения знаний.
Задачи, поставленные для реализации проекта.

Для детей:
Обучающие задачи:
- совершенствовать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- познакомить со счётом в пределах 20 и числами второго десятка;
- закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры;
- закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету;
-совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей;
- учить на наглядной основе решать простейшие задачи.

Развивающие задачи:
-развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать;
- способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Для педагогов:
•    проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач совместно с воспитанниками и их родителями;
•    оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения и ответа на вопрос, оказывать помощь в планировании деятельности;
•    оказывать практическую помощь в оформлении рисунков для книги «Математика в сказках», в оформлении самой книги;
•    составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
•    привлечь родителей к участию в проекте;
•     организовать выставку продуктов проекта.

Для родителей:
•    принять активное участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов;
•    активизировать участие родителей в повседневной жизни детского сада;
•    повысить уровень педагогических знаний родителей.

Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: 2  месяц.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет

Предполагаемый результат.
•    повышение уровня математических представлений у детей подготовительной групп;
•    активизация мышления, памяти, внимания, воображения;
•    формирование навыка коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
•    формирование готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;
•    совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
•    активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений;
•    накопление методической литературы и дидактического материала.

Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный

1 Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по
по данной теме.
2. Создание развивающей среды в подготовительных группах
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4.Подбор материала для продуктивной деятельности.
5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Разработка конспектов НОД, викторин.

II этап - основной, практический.

Раздел программы

Формы и метода работы

Игровая деятельность

Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.

Продуктивная деятельность

Изготовление альбома «Математика в сказках», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.

Физическое развитие

Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

Познавательная деятельность

Экскурсия на кухню и открытое занятие «Зачем повару математика?», математические викторины.

Работа с родителями

Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка фотографий «Математика в нашей семье», выставка работ, сделанных родителями и детьми, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.

III этап – заключительный.
Создание презентации по итогам реализации проекта.
Разработка методических рекомендаций для педагогов.