Педагогический проект в старшем дошкольном возрасте. Актуальность выбранной темы.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, не овладев полным знанием в пределах 10. Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в любой ситуации, в повседневной жизни. Важно привить детям любовь к математике, показать её значимость вокруг нас, её участие во всех видах деятельности.
В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать «ещё и ещё». В этот момент закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Математическое развитие детей будет более эффективным при взаимодействии с семьями детей.
Получать знания по математике ребенок должен не только в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Их помощь неоценима. Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Перед родителями ставится проблема: принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, родители могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Цель проекта.
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, показать детям, что математика - это не скучная наука, а занимательная игра, используемая в повседневной жизни для получения знаний.
Задачи, поставленные для реализации проекта.
Для детей:
Обучающие задачи:
- совершенствовать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- познакомить со счётом в пределах 20 и числами второго десятка;
- закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры;
- закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету;
-совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей;
- учить на наглядной основе решать простейшие задачи.
Развивающие задачи:
-развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать;
- способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Для педагогов:
• проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач совместно с воспитанниками и их родителями;
• оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения и ответа на вопрос, оказывать помощь в планировании деятельности;
• оказывать практическую помощь в оформлении рисунков для книги «Математика в сказках», в оформлении самой книги;
• составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
• привлечь родителей к участию в проекте;
• организовать выставку продуктов проекта.
Для родителей:
• принять активное участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов;
• активизировать участие родителей в повседневной жизни детского сада;
• повысить уровень педагогических знаний родителей.
Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: 2 месяц.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет
Предполагаемый результат.
• повышение уровня математических представлений у детей подготовительной групп;
• активизация мышления, памяти, внимания, воображения;
• формирование навыка коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
• формирование готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
• активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений;
• накопление методической литературы и дидактического материала.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
1 Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по
по данной теме.
2. Создание развивающей среды в подготовительных группах
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4.Подбор материала для продуктивной деятельности.
5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Разработка конспектов НОД, викторин.
II этап - основной, практический.
Раздел программы |
Формы и метода работы |
Игровая деятельность |
Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания. |
Речевое развитие и чтение художественной литературы |
Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета. |
Продуктивная деятельность |
Изготовление альбома «Математика в сказках», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок. |
Физическое развитие |
Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета. |
Познавательная деятельность |
Экскурсия на кухню и открытое занятие «Зачем повару математика?», математические викторины. |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка фотографий «Математика в нашей семье», выставка работ, сделанных родителями и детьми, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр. |
III этап – заключительный.
Создание презентации по итогам реализации проекта.
Разработка методических рекомендаций для педагогов.